Рекомендации для родителей
«Развитие математических способностей у дошкольников»
Обучению дошкольников началам
математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом: началом
школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением
внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в
связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать
задачи. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Надо ли заставлять
ребенка заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть
направлено на то, чтобы воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес
к самому процессу познания, к преодолению трудностей, к самостоятельному поиску
решений. Важно воспитать и привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными
ориентирами начинается у ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он
на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму предметов,
правильно ориентироваться в пространстве, тогда как долго может не испытывать,
например, потребности в счете. Поэтому первостепенное значение имеют те знания,
к усвоению которых ребенок наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в
жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересным новым явлением
окружающего мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более
раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к процессу, к
причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще». Здесь
закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется
познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с
занятий по математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из
наблюдений за явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите
вы, родители ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые
желают внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.
Совместный поиск решения проблем, помогает организовать обучение детей и
взрослых, которое не только способствует лучшему усвоению математики, но и
обогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими,
необходимые им в дальнейшем для решения жизненных проблем.
Выполнение заданий должно начинаться с предложения:
«Поиграем?». Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень
возбужден и не занят интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра -
дело добровольное! Пожертвуйте ребенку немного своего времени и не обязательно
свободного: по дороге в детский сад или домой, на кухне, на прогулке и даже в
магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в
окружающем мире, их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная,
часы круглые. Для старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или
иной предмет. Выбери предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите
чего у них по два: две руки, две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два
локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок,
положить ложек, вилок, если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны
должна лежать ложка, вилка. Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите,
чего больше?
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья
(выше - ниже, толще - тоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей,
сравните их по длине, чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова, как
длинный -короткий, широкий - узкий (шарфики, полотенца, например), высокий
-низкий (шкаф, стол, стул, диван); толще- тоньше (колбаса, сосиска, палка).
Используйте игрушки разной величины, различной длины и толщины палочки,
карандаши, куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно, чтобы эти
слова были в лексиконе у детей, а то все больше, до школы, употребляют большой-
маленький. Ребенок должен к школе пользоваться правильными словами для
сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные
особенности животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре
ноги, у козы рога меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами.
Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в повседневной жизни, в
различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в рекламной газете,
на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома, квартиры, номер
машины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий