Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное
отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье
и дошкольных учреждениях. Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа - могучий древний источник
познания и воспитания человечества. От Аристотеля и Авиценны до наших дней
естествоиспытатели не перестают удивляться богатству и разнообразию мира живой
природы. Мы
обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать ее, но прежде мы сами
должны научиться любить ее. «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна
Родина. И охранять природу - значит охранять родину», Так писал русский
писатель М.М. Пришвин. Красота родной природы рождает патриотизма, любовь к
родине, привязанность к тому месту, где живешь. Большое значение для
экологического воспитания дошкольников имеет показ конкретных фактов
взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном
материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной
практической работой по охране природы (посадка и охрана леса, сохранение лугов
и болот, мест обитания редких видов растений и животных). В содержание экологического воспитания вливаются ценностно- нормативные
аспекты. Детям необходимо помочь осознать значение природы, как универсальной
ценности (познавательной, эстетической, практической), понять красоту,
самоценность живого существа. Важнейшим
показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является
желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно
понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных
(в пище, в воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живет, растет,
развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети
наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и
состояния растения и животного от труда человека. Главное в детском труде - радость ребенка от участия в нем, возникающее
желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится
важным средством воспитания осознанного отношения к природе, при условии его
самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей
(совместно со взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды
(озеленение, очистка территории и т.д.).
Детям необходимо раскрывать уникальность и неповторимость культурного
богатства родного края. Можно знакомить детей с местными промыслами, народными
традициями, местами, которые бережно сохраняются. Все это приучает детей
любить, беречь, сохранять, ценить духовное и материальное богатство родных
городов, сел, деревень. Эффективность
экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько
грамотно строится педагогом во взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования,
ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать
педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен.
Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков: 1.Занятия,
как специально организованная форма обучения. 2.Совместная деятельность
педагога и детей. 3.Самостоятельная
деятельность детей.
В первом блоке
функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает равное
партнерство взрослого и ребенка, в третьем блоке дошкольнику предоставляется
возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт
экологически правильного взаимодействия с природными объектами. 1. Специально организованное обучение, это: экскурсии, занятия. - наблюдение за
животными и растениями (распознающее за одним объектом, сравнительное, с
использованием раздаточного материала, наблюдение за изменением и развитием).
- Изодеятельность
экологической тематики. -Ознакомление
с трудом взрослых в природе.
-Обучение детей труду по уходу за растениями и животными. а) Развитие речи
(составление рассказов о природных объектах и явлениях - по аналогии,
описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание
экологических сказок; этические беседы). б) Формирование
обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа). в) Классификация представлений о природе (беседы с использованием
моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию). 2. Совместная деятельность
педагога и детей: а) Диагностика экологической воспитанности детей.
б) Наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна. -
Целевые прогулки в природу. - Игры (дидактические, развивающего характера, сюжетные, подвижные). - Рассказ воспитателя,
чтение детской художественной литературы. - Беседы и разговоры
с детьми на экологические темы, по их интересам. - Рассматривание
дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношения к ней. Сбор
коллекций семян, камней, осенних листьев. - Опыты,
поисковая деятельность. - Труд в уголке природы и
на участке. - Просмотр
видеофильмов.
Работа с моделями. - Ведение календарей
природы, дневников наблюдений. - Различные
виды изодеятельности на экологические темы. - Создание
книг - самоделок. - Экологические
досуги и праздники. 3. Самостоятельная деятельность детей: Самостоятельная
активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и
животными в уголке природы; работа с литературой, энциклопедиями;
коллекционирование, изготовление моделей, книжек - самоделок с рассказами о
природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций,
театрализованной деятельности и т.д.). На занятиях дети осваивают не только
экологические представления, но и овладевают различными способами
познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы.
Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения
фактов к установлению связей между ними и обобщению первоначальных
представлений. В систему экологического развития детей включаются занятия не
только познавательного цикла - наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных
представлений, систематизация знаний, но
и такие их виды, в которых представлена отражательная деятельность ребенка: по
изодеятельности, музыкальные, трудовые. Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных
рассказов и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской
природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней. Один из видов занятий по экологическому воспитанию детей - освоение
представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком, как
живым организмом и социальным существом, на этих занятиях используется комплекс
методов, включающих разнообразные исследовательские действия, элементы опытов,
самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями. Все занятия взаимосвязаны и
усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной
деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники.
Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется
характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной
со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. В
педагогическом процессе экологического образования наибольшее место отводится
совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено возможностью
накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного
взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями,
уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей
строится с учетом дифференцированного перехода и включает разные формы:
различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке,
поисковую деятельность, моделирование. Широко используются чтение детских книг,
рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические
праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится
детьми в собственную деятельность. Важнейшим
компонентом системы работы является самостоятельная экологически
ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает
неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более
насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами. Работу
с младшими дошкольниками следует ориентировать на воспитание у детей
эмоционально - положительного отношения к природе, формирование конкретных,
ярких представлений о животных и растениях ближайшего окружения, первоначальное
овладение умениями помогать живому. Это позволяет сделать наблюдения. В среднем дошкольном возрасте, наряду с дальнейшим накоплением
эмоционально - позитивного отношения к природе, важным становится обогащение и
дифференциация знаний о живом, о разнообразии природных объектов, связях в
природе. Наблюдения остаются ведущим методом работы, но их содержание
усложняется. В ходе наблюдений дети осваивают новые познавательные умения -
сравнение, установление связей, выделение существенного в объектах,
первоначальное обобщение. Дошкольник 4-5 лет стремится действовать, ему
необходимо применить опыт в деятельности и получить результат. Поэтому в данном
возрасте используются занятия, направленные на овладение детьми опыта ухода за
живыми существами, составление рассказов о природе. В старшем дошкольном возрасте важно не только дельнейшее обогащение, но
и систематизация знаний о природе, о способах экологически правильного
взаимодействия с ней, поддержание и развитие познавательного интереса
дошкольников к ее объектам и явлениям. Со старшими дошкольниками проводятся
наблюдения, составление творческих рассказов, сказок и загадок о природе,
экологические и обобщающие беседы и другие занятия. Анализ практики работы
показывает, что педагоги часто испытывают трудности в проведении наблюдений и
обобщающих бесед со старшими детьми. В основном это проявляется при отборе
содержания и логики построения занятий, подборе и использовании моделей. Занятия
проводятся с игровыми персонажами - куклами. Их использование позволяет
педагогу поставить перед детьми познавательную задачу в интересной для них
форме, а детям - легко принять задачу и занять активную позицию в ее решении.
Все это делает процесс обучения увлекательным для детей, настраивает их на
свободное, непосредственное общение. Сюжеты занятий построены таким образом,
что дети должны помогать Незнайке, Жалейкину, Мишке, Емеле и др. героям, учить,
разрешая возникшие у них проблемные ситуации: спорить, доказывая свою точку
зрения, и, одновременно, играть, шутить, смеяться вместе с ними.
Литература:
1.
Программа экологического образования детей «Мы».
2.
С. Н. Николаева «Юный эколог» .
3.
В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова «Семицветик».
4.
Л. И. Егоренков «Экологическое воспитание дошкольников
и мл. школьников».
5.
А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты
в д/с»
6.
Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми».
7.
В. Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий по экологии».
Комментариев нет:
Отправить комментарий