пятница, 5 февраля 2021 г.

Доклад для воспитателей «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста»

                                                                   “Без игры нет и не может быть

полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через

 которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток

представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая

огонек пытливости

и любознательности”

В. А. Сухомлинский

      В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ребенка. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

     Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю, на поведение и на умственное развитие в целом.

     Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическая игра. Математика обладает уникальным развивающим эффектом, ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, может четко обосновать свою позицию. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования игр.

     Для ребят дошкольного возраста дидактические игры по формированию элементарных математических представлений имеют исключительное значение: игра для них – развитие, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

     В играх у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая, складывая, подбирая, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов, закреплять представление о количестве, величине, геометрических фигурах. В дидактических играх ребенок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

     Существенный признак дидактической игры (в том числе и на формирование элементарных математических представлений) – устойчивая структура, которая отличает ее от всякой другой деятельности.                                                                                                                 Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила. Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности детей, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

     Дидактическая игра имеет определенный результат. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников в освоении знаний или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру. Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний дошкольника.

     Дидактическая игра как игровая форма – явление очень сложное. В отличие от образовательной деятельности, в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, игровое, занимательное. В соответствии с этим воспитатель в одно и тоже время и учитель, и участник игры, он учит детей и играет с ними, а дети, играя, учатся.

    Можно выделить две очень важные функции дидактической игры.

     Первая – учебная функция, направленная на организацию и дальнейшее совершенствование опыта детей, а так же на формирование у них обобщённых представлений и способов действий.

    Вторая важная функция – функция контроля за развитием детей.

     Дидактические игры часто используют для определения уровня развития детей, а также определения их умений и навыков.

     Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.

     Работая с детьми дошкольного возраста, на занятиях и в режимных моментах для развития элементарных математических представлений, можно использовать дидактические игры, которые условно делятся на следующие группы:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры-путешествие во времени

3. Игры на ориентирование в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами

5. Игры на логическое мышление

1. Игры с цифрами и числами

Цель: обучение детей счету в прямом и обратном порядке, знакомство с составом числа, сравнение равных и неравных групп предметов. К дидактическим играм этой группы относятся:

«Какой цифры не стало?», «Сколько?», «Путаница?», «Назови соседей», «Что изменилось?», «Исправь ошибку», «Числовая лесенка» и др.

2. Игры – путешествия во времени

Цель: знакомство детей с днями недели, временами года, временем. Это игры:

«Вчера, сегодня, завтра»,  «Какое время года?» , «Живая неделя», «12 МЕСЯЦЕВ» , «Цветная неделя»,  «Не ошибись» и т.д.

3. Игры на ориентирование в пространстве

Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве, находить положение предмета, указывать направление. Здесь используются игры:

«Волшебный сундучок»,  «Художник»,  «Найди игрушки»,  «Проложи маршрут» .«Составь узор» Рисуем по точкам»

4. Игры с геометрическими фигурами

Цель: развитие умений называть геометрические фигуры, выделять на плоскости, группировать по признакам. К играм с геометрическими фигурами относятся:

«Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика»,  «Найди такой же»,  «Сортировщик», «Подбери по форме, цвету, размеру».

5. Игры на логическое мышление

Цель: развитие логического мышления, внимания, сообразительности, закрепление умений обобщать, анализировать и дифференцировать предметы по их признакам и свойствам.

«Танграм»,   «Четвертый лишний», «Логические блоки Дьенеша».

      Использование данных математических дидактических игр на занятиях и повседневной жизни облегчает решение многих задач, которые ставятся при развитии элементарных математических способностей дошкольников.

Дидактические игры – игры обучающие. Их использование во время образовательной деятельности благотворно влияют на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствуют повышению уровня математического развития детей, а так же на занятиях дети более активны и самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшается память, мышление, умение рассуждать, думать, а также, играя, ребята получают большой заряд положительных эмоций, который помогает детям крепить и расширить знания по математике.

      Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес. Вначале их увлекают только игровые действия, а за тем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

     Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий