пятница, 29 сентября 2023 г.
четверг, 14 сентября 2023 г.
Дидактические игры по развитию речи для детей 4-5 лет
Картотека
дидактических игр по развитию речи для средней группы
Дидактические игры по
развитию речи.
Дидактическая
игра «Найди ошибку»
Цели: учить отчетливо
произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель показывает
игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это
животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те
действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может
собака читать?»Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие
животные.
Дидактическая
игра «Доскажи слово»
Цели: учить отчетливо
произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит
фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это
слово.
Ра-ра-ра — начинается иг
….
Ры-ры-ры — у мальчика ша.
Ро-ро-ро — у нас новое
вед.
Ру-ру-ру — продолжаем мы
иг.
Ре-ре-ре — стоит дом на
го.
Ри-ри-ри — на ветках
снеги.
Ар-ар-ар — кипит наш
само.
Ры-ры-ры — детей много у
го.
Дидактическая
игра «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать
определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные
ранее слова.
Ход игры: Воспитатель называет
какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков,
соответствующих данному предмету. Белка — рыжая, шустрая, большая, маленькая,
красивая.
Пальто — теплое, зимнее,
новое, старое ….
Мама — добрая, ласковая,
нежная, любимая, дорогая …
Дом — деревянный,
каменный, новый, панельный …
Дидактическая
игра «Закончи предложение» I
Цели: учить дополнять
предложения словом противоположного значения, развивать внимание.
Ход игры: Воспитатель начинает предложение,
а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -
…. (горький).
Летом листья зеленые, а
осенью (желтые).
Дорога широкая, а
тропинка. (узкая).
Дидактическая
игра «Кто больше назовет действий?»
Цели: учить подбирать
глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.
Ход игры: Воспитатель задает
вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают
фишку.
– Что можно делать с
цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)
– Что делает
дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)
–
Дидактическая
игра «Какое что бывает?»
Цели: учить классифицировать
предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать, сопоставлять,
подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение; развивать внимание.
Ход игры: Расскажите, что бывает:
зеленым — огурец,
крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….
широким — река, дорога,
лента, улица …
Выигрывает тот, кто
больше назовет слов.
Дидактическая
игра «Игра в загадки»
Цели: расширять запас
существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке.
Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребенок выходит и сам загадывает
загадку. За отгадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто
наберет больше фишек.
Дидактическая
игра «Подбери слово»
Цель: учить детей уточнять
смысл с помощью прилагательных.
Правила: подбирать наиболее
точные слова.
Ход игры: Воспитатель приносит
куклу Марину и просит детей поиграть с ней в слова. Марина будет рассказывать
историю, а дети должны подбирать уточняющие слова, чтобы ее смысл стал более
понятен.
Марина: Я купила арбуз. Но он
не помещался в сумке, потому что он был … (большой). Я еле принесла его
домой, разрезала и обрадовалась, потому что он оказался такой (красный). Я нарезала его дольками
и угостила брата Лешу. Леша съел кусок и причмокнул губами. Я поняла, что арбуз
был очень (вкусный).
Воспитатель предлагает
каждому ребенку рассказать о своей покупке. Дети с помощью воспитателя
рассказывают свои истории, а Марина подбирает слова. Если слово подобрано
неверно, педагог поднимает желтую карточку.
Дидактическая
игра «Подскажи словечко»
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч
поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: – Ворона каркает, а сорока? Ребёнок,
возвращая мяч, должен ответить: – Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а
кролик? – Корова ест сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух
кукарекает, а курица? – Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у
овцы? – У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?
Дидактическая
игра «Лови да бросай – цвета называй»
Цель: подбор существительных
к прилагательному, обозначающему цвет.
Закрепление названий
основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры: педагог, бросая мяч
ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч,
называет существительное, подходящее к данному прилагательному педагог: - Дети: Красный - мак, огонь,
флаг. Оранжевый - апельсин, морковь, заря. Жёлтый - цыплёнок, солнце, репа.
Зелёный - огурец, трава, лес. Голубой - небо, лёд, незабудки. Синий -
колокольчик, море, небо. Фиолетовый - слива, сирень, сумерки.
Дидактическая
игра «Четвёртый лишний»
Цель: закрепление умения
детей выделять общий признак в словах, развиватьспособность к обобщению.
Ход игры: педагог, бросая мяч
ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный,
зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро,
ясно.
Дидактическая
игра «Один – много»
Цель: закрепление в речи детей различных
типов окончаний имён существительных.
Ход игры: педагог бросает мяч
детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч
обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол – столы, стул –
стулья. Гора – горы, лист – листья. Дом – дома, носок – носки. Глаз – глаза,
кусок – куски. День – дни, прыжок – прыжки. Сон – сны, гусёнок – гусята. Лоб –
лбы, тигрёнок – тигрята.
Дидактическая
игра «Подбери признаки»
Цель: активизация глагольного
словаря.
Ход игры: педагог задаёт
вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и
находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с
сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.
Дидактическая
игра «Близко - далеко»
Цель: развитие слухового
внимания, остроты слуха.
Ход игры: педагог за ширмой
производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания
определяют размер игрушки (большая или маленькая)
Дидактическая
игра «Назови ласково»
Цель: закрепление умения
образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных
суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: педагог, бросая мяч ребёнку,
называет первое слово (например, шар, а ребёнок, возвращая мяч, называет второе
слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству
окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка.
Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина- картинка. Мыло-мыльце,
зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-свёколка. Коса-косичка, вода-водичка.
Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице,
кресло-креслице.
Дидактическая
игра «Закончи предложение» II
Цель: развивать умение употреблять
в речи сложноподчиненные предложения.
Ход игры: предложить детям
закончить предложения:
Мама положила
хлеб…куда? (В хлебницу)
Брат насыпал
сахар…куда? (В сахарницу)
Бабушка сделала вкусный
салат и положила его…куда? (В салатницу)
Папа принес конфеты и
положил их…куда? (В конфетницу)
Марина не пошла сегодня в
школу, потому что… (заболела)
Мама пошла на рынок,
чтобы… (купить продукты)
Кошка забралась на
дерево, чтобы… (спастись от собак)
Дидактическая
игра «Испорченный телефон»
Цель: развивать у детей слуховое
внимание.
Правила: Передавать слово надо
так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е.
испортил телефон, пересаживается на последний стул.
Ход игры: шепотом передавать
слово на ухо рядом сидящему игроку. Ход игры. Дети выбирают ведущего при помощи
считалочки. Все садятся на стулья, поставленные в ряд. Ведущий тихо (на ухо) говорит какое-либо
слово рядом сидящему, тот передает его следующему и т. д. Слово должно дойти до
последнего ребёнка. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет
слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то,
водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего) какое они услышали
слово. Так узнают, кто напутал, «испортил телефон». Проигравший, занимает
место последнего в ряду.
Дидактическая
игра «Выдели слово»
Цели: учить детей отчетливо
произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.
Ход игры: Воспитатель произносит
слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в
которых есть звук «з» (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка,
замок, коза, машина, книга, звонок)
Воспитатель должен
произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли
подумать.