Направление развития: Познание
(ФЦКМ)
Доминирующая образовательная
область:познавательное развитие
Возрастная группа: старшая
Интеграция образовательных
областей: познание, коммуникация, социализация, художественно-эстетическое
развитие.
Цель: Уточнить и закрепить знания
детей о значении леса в жизни человека и животных, воспитывать
любознательность.
Задачи:
Обучающие:
закрепить знания детей о деревьях, их
строении и многообразии
Развивающие:
развивать экологическое мышление и
экологическую культуру,
продолжать расширять, развивать
диалогическую речь ребёнка;
продолжать развивать активность детей
в играх.
Воспитательные:
воспитывать
бережное отношение к природе, любовь к растениям.
Предполагаемый результат: дети могут называть строение
дерева, собирать модель дерева. Дети могут рассказать о значимости леса для
человека, о том, как человек может сохранить лес.
Методы и приёмы:
словесные – дидактические игры экологической направленности, практические
- малоподвижные игры, изготовление панно, наглядные – иллюстрации с
изображением различных деревьев.
Виды деятельности: коммуникативная, двигательная,
игровая, художественное творчество.
Формы организации совместной
деятельности: дидактические
игры, малоподвижная
подвижная игра с правилами, беседа, обсуждение, работа по составлению панно.
Предварительная работа: чтение литературы о лесе; наблюдение
на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном
мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением
леса; модель дерева, листья берёзы, рябины, сосны, дуба; заготовки для
составления панно; обручи (красный и зелёный); запрещающие и разрешающие знаки;
мольберт.
Ход образовательной деятельности
-
Ребята скажите, вы были с родителями в лесу?
- Да.
- А что
больше всего вам понравилось в лесу?
(ответы
детей: отдыхать, грибы, ягоды собирать и т.д.)
-
Ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля?
Хотите
выяснить?
Но
тогда в путь ребята!
Мы
шагаем друг за другом
Лесом и
зеленым лугом
Крылья
пестрые мелькают,
В поле
бабочки летают.
Раз,
два, три, четыре
Полетели,
закружились.
Вот мы
и в лесу.
И
так, маленькие знатоки, для, начало отгадайте загадку.
Педагог
загадывает детям загадку:
Его
весной и летом
Мы
видели одетым,
А
осенью с бедняжки
Сорвали
все рубашки.
Но
зимние метели
В меха
его одели. (Дерево)
-
Совершенно верно это дерево.
- Как
вы думаете, дерево живое или нет?
- Живое.
-
Почему так думаете?
-
Потому что, как все живые существа, питаются, спят, размножаются и дышат.
- С
помощью чего деревья дышат?
(ответы
детей).
-
Правильно, с помощью листьев.
-
Ребята, а кто из вас знает, из каких частей состоит дерево?
Но
тогда в путь ребята!
Мы
шагаем друг за другом
Лесом и
зеленым лугом
Крылья
пестрые мелькают,
В поле
бабочки летают.
Игра «Части дерева» (подходят к модели дерева).
(Дети
подходят к частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают
значение каждой части)
- Кто начнет первый? Какую ты часть взял?
-
Корни.
-
Корни, что делают?
Поглощают воду и питательные вещества из
почвы.
-
Корни удерживают дерево.
- Даша,
ты какую часть взяла? (ствол)
-Какую
функцию выполняет ствол?
-
По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
-
Света, что есть на ветках? - есть листья, цветы, плоды.
-Ребята,
что выделяют листья?
- Кислород, а поглощают свет,
- Кислород, а поглощают свет,
-
плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
-Когда
листья падают, что происходит?
- Гниют, образуют питательные вещества для дерева.
- Гниют, образуют питательные вещества для дерева.
-
Молодцы.
-
Предлагаю вам сыграть в игру «Для чего
нужно дерево?».
Но
тогда в путь ребята!
Мы
шагаем друг за другом
Лесом и
зеленым лугом
Крылья
пестрые мелькают,
В поле
бабочки летают.
Д/И «Для чего нужно дерево?»
–
в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
-Ответы
детей:
-
это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются:
лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
-
это место для постройки гнезда;
для
жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
-
для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
-
для художника это объект для картин;
-
для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца,
отдохнуть;
- дерево
для горожанина это чистый воздух,
прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
-
Молодцы.
-
Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?
(деревья)
-
Какие?
Береза,
дуб, ель, рябина, сосна, кедр.
Игра
«С какого дерева листок».
-
Давайте подберем листочки для каждого дерева.
(дети
определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
Воспитатель, предлагает
определить с какого дерева один из образцов листа, затем дети находят корзину с
аналогичными листьями и «оживляют» соответствующее дерево.
-
Молодцы, посмотрите, как наши деревья ожили с листочками?!
Физ.
минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по
лесу погуляли
И
немножечко устали.
Встанем,
глубоко вздохнём
Руки
дружно разведём.
Чудеса
у нас на свете:
Стали
карликами дети,
А потом
все дружно встали,
Великанами
все стали.
Дружно
мы похлопаем!
Тихонечко
потопаем!
Хорошо
мы погуляли и нисколько не устали!
- Как
вы думаете, приятно находиться в таком лесу?
-
Конечно?
- А как
же нужно вести себя в таком красивом лесу?
-
Чего нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?
Проводится
малоподвижная д/и «Можно - нельзя» (дети складывают запрещающие знаки в красный
обруч, а разрешающие знаки в зелёный обруч).
Предположительные
ответы детей:
(Ломать
ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы,
рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы,
собирать ягоды, оставлять мусор после себя)
-Давайте
мы проверим, правильно вы разложили знаки?
-
Молодцы!
- Если
вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет
вам свои секреты.
- Ребята, давайте, мы с вами вспомним, какие
деревья растут в нашем краю?
- И поиграем в игру «Что растёт в краю родном?».
- Я
буду называть деревья, если дерево растет в наших лесах, хлопай те в ладоши,
если нет – то показываете пальчиком «отрицание».
(Яблоня, груша, ель, малина, береза,
вишня, осина, каштан, лимон, сосна, кедр, липа и т.д.)
- Ребята, какие молодцы.
- Расскажите,
без чего дерево и лес не может существовать?
(ответы
детей: без света, воздуха, тепла, почвы, влаги).
-
Ребята, если в лесу растут одни ели, сосны, кедры, как можно назвать такой лес
одним словом?
(хвойный).
-
Правильно.
- А
если в лесу больше всего берёз, рябин, осин, тополей, как мы назовём такой лес?
(лиственный).
- А как
будет называться лес, в котором есть и хвойные и лиственные деревья?
(смешанный).
- Я вам
предлагаю создать панно смешанного леса, чтобы не обидеть ни лиственные, ни
хвойные деревья.
Дети
проходят за столы, на которых заранее приготовлены силуэты различных деревьев и
наклеивают, получается панно смешанного леса.
Читаю
четверостишье
Мир
лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу.
Тот, кто веток не сломает,
Тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет,
И костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу.
Уважает
тишину!
-
Молодцы ребята!
-
Ребята скажите, где мы побывали?
(В
лесу).
- Как
вы думаете, мы выяснили,
-
Давайте, ребята мы наше с вами панно отправим маленьким детям, чтобы и они
могли полюбоваться красотой природы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий