среда, 18 ноября 2015 г.

Консультация для воспитателей "Сказка в жизни детей дошкольного возраста"



В общей основе развития личности лежит овладение речью.
Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек.
Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связанной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности.
Сказки, сочетающие воспитательный и познавательный потенциал, являются эффективным педагогическим средством. Слушание и обсуждение сказки с последующей ее драматизацией дают детям возможность понять этнопсихологические особенности людей, узнать традиции и обычаи народов, познакомиться с бытом и укладом их жизни. Знакомясь со сказками разных народов, дети начинают понимать, что вечные категории «добро» и «зло» не имеют национальных особенностей и черт, но обречены на борьбу друг с другом вне этносоциальных обстоятельств и особенностей личного бытия сказочных персонажей.
Содержание сказки дает ребенку социально одобряемые нормы отношений и поведений,  подтверждает мудрость пословиц и поговорок, а порой и аргументирует эту мудрость, раскрывая её на конкретных фактах.
Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм.
Основной мотив деятельности дошкольника - познание окружающего мира, нахождение в нем своего места, определение своей роли. Процесс приспособления к новой среде происходит на протяжении всего периода детства, так как по мере развития ребенок расширяет границы своего опыта, обогащает своё восприятие мира.
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию. Перечислим некоторые из них:
Двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов УНТ.
Сюжетно - физкультурные занятия с "вкраплением", "вплетением" элементов сказки.
Театрализованные физкультурные занятия с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений, инсценировок и игр драматизаций.
Музыкально - ритмические занятия, основанные на народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием народных песен и мелодий.
Игровые физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
Интегрированные физкультурные занятия, сочетающие фольклор и физические упражнения.
Закладывать    основы     нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают педагогу показать:
-как дружба помогает победить зло ("Зимовье")
-как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро козлят")
-что зло наказуемо ("Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка")
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, бодрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.
Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших"), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка "Репка" учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка "Маша и медведь" предостерегает - в лес одним нельзя ходить, можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки "Теремок", "Зимовье зверей" учат дружить. Наказ слушаться родителей и старших звучит в сказках "Гуси-лебеди", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Снегурочка". Страх и трусость высмеивается в сказке "У страха глаза велики", хитрость - в сказках "Лиса и журавль", "Лиса и тетерев". Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается "Хаврошечка", "Мороз Иванович", "Царевна - лягушка", забота о близких поощряется "Бобовое зернышко".
Во всех сказках есть персонаж, который помогает положительному герою сохранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находиться в безнадежном и отчаянном положении, из которого его спасти может только глубокое размышление или удачная мысль. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии.
Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет - нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или "страшилки". Они включаются в фольклорный репертуар детей 5-6 лет (не раньше). Взрослые иногда отрицательно относятся к "страшилкам", но они также традиционны, как и волшебные сказки или о жизни животных. В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей, то есть когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают не только полная семья, но и присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются; то есть ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.
Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.




Комментариев нет:

Отправить комментарий