Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто:
поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, которые, обучаясь в
первом и даже во втором, третьем классе, остаются дошкольниками. А есть и
такие, что, поступив в школу, теряют черты дошкольника, но по-настоящему в
школьников так и не превращаются. Разница между дошкольником и школьником - не
внешняя, а внутренняя, психологическая. И определяется она тем, как ребенок
относится к другим людям - взрослым, сверстникам, к заданиям, которые он
выполняет, и тем, насколько развиты у него психические качества, необходимые
для систематического усвоения знаний.
Для начала попробуем набросать психологический портрет
младшего школьника, и не просто школьника, а, так сказать, идеального
школьника, то есть ребенка, который любит ходить в школу, успешно учится и,
главное, под влиянием обучения успешно продвигается в своем умственном
развитии. И первое, что нас интересует, - это отношение ребенка к школе,
учению, учителю, сверстникам, то есть так называемая "позиция
школьника", по определению известного психолога Л. И. Божович. Школа - это
особое место, где учат и учатся, то есть делают важное, необходимое и почетное
дело. Учиться - это не то, что играть. Ты все время узнаешь что-то новое,
становишься старше и умнее. И все понимают, что твоя учеба - это как папина
работа, к ней надо относиться всерьез. Поэтому, когда тебе задали урок, ты
имеешь право попросить, чтобы выключили радио, телевизор, чтобы тебе не мешали
работать. И хорошо, когда задают уроки потруднее, - лучше чувствуешь, что к
тебе относятся всерьез. Учитель - самый знающий, самый уважаемый человек. То,
что он говорит, всегда правильно и обязательно для всех. Он справедливый, любит
всех детей одинаково. Отметку ставит за то, что ты знаешь и как стараешься.
Очень приятно получать пятерки, но, если это не всегда получается, значит, надо
стараться больше и в конце концов обязательно получится. Самые лучшие дети в
классе - это те, кто выполняет школьные правила, старательно учится и помогает
товарищам.
Чувствуете, что у нас начал вырисовываться некий
эталон "ученика", на которого остается только молиться учителям и
родителям. Ничего не поделаешь, это и есть позиция школьника в ее
"чистом" виде. Да и в самом деле многие младшие школьники достаточно
явно ее придерживаются, нередко удивляя родителей своим педантизмом в
соблюдении школьных установлений. Но пойдем дальше в составлении задуманного
портрета.
Что еще должно войти в психологический портрет
воображаемого отличника? Конечно, на уроках он весь внимание. Не ерзает, не
болтает с соседом по парте и уж во всяком случае не вскакивает с места и не
отправляется гулять по классу. Нет у него в парте и любимого зайчонка или
маленькой машинки, которую время от времени можно потихоньку покатать
взад-вперед. Ведь, во-первых, что может быть для него важнее, чем рассказ
учительницы, а во-вторых, он уже научился управлять собой, быть внимательным,
не отвлекаться, даже если рядом происходит что-то необычное (например, сосед
лезет под парту искать укатившуюся ручку). Это - произвольность поведения. Она
сказывается во всем - в сосредоточенности внимания, в умении следить за ходом
рассуждений учителя и других детей, своевременно выполнять указания,
действовать в соответствии с правилами, целенаправленно заучивать заданное. Но
одной произвольности недостаточно. Ведь нужно не только слушать, но и понимать
то, что рассказывает учитель, не только внимательно читать учебник, но и
представлять себе то, о чем в нем написано, не только запоминать правила, но и
соображать, как их можно применить в том или другом случае. А значит - не
обойтись без развитого восприятия, мышления, воображения, обеспечивающих
сознательное усвоение и применение школьных знаний. Их тоже необходимо включить
в портрет, особо подчеркнув логическое мышление - умение сопоставлять факты,
последовательно рассуждать, делать выводы. Пожалуй, на этом можно было бы и
закончить, если бы ребенок мог продержаться только на сознательности и
произвольности. Практически это невозможно, и на помощь приходит интерес к
самому учебному материалу - к тому, как жили люди в старину, как они живут в
разных странах, к миру животных, к причинам, порождающим явления природы, и к
тайнам математических вычислений.
А теперь обратимся к типичному дошкольнику и
посмотрим, в какой мере он соответствует требованиям, предъявляемым к
"идеальному" ученику. Позиция дошкольника основана на совсем ином
отношении к окружающим людям и своим собственным занятиям, чем позиция
школьника. Мама и папа тебя любят, прощают тебе шалости и капризы и уж во
всяком случае не будут ругать, если ты нечаянно разбил чашку. Конечно, бывает,
что они сердятся и даже наказывают, потому что обижаются на тебя, но все это
легко исправить: стоит только, даже если ты всерьез набезобразничал, сказать:
"Я больше не буду", чтобы тебя простили. Конечно, им, взрослым,
хорошо: им все можно, а вот тебе почему-то многое запрещается. Детский сад -
место, где играют. Занятия - это тоже игра: приходит Петрушка и просит помочь
ему посчитать, сколько нужно чашечек, чтобы напоить чаем всех кукол. А если ты
чего-нибудь не понял, сделал не так, тебя все равно похвалят - ведь ты
старался. Елена Петровна, воспитательница, - как мама, только ей труднее: детей
много, а она одна. За всеми не уследишь. Поэтому ей надо сочувствовать,
слушаться, не слишком шуметь. Вместе с тем, вполне возможно, что жизнь
заготовила для этих детей немало чудесных сюрпризов, и потому было бы
несправедливо обрекать их на скучное, ограниченное существование, в то время
как совсем небольшие усилия со стороны родителей, несложные специальные
занятия, неожиданный подход к тому или иному делу, могут сделать ребенка
многогранной личностью, что в будущем откроет перед ним все возможные двери.
Комментариев нет:
Отправить комментарий